Управление по образованию администрации Заводского района г. Минска. 

 

РусскийБеларускi
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Контактная  информация

Адрес:    ул. Народная, 27а 
Телефон:             
295-20-45 
                            295-77-54 
Email: sch82@minsk.edu.by

         Яндекс.Метрика

Почему подростки выбирают суицид?

Суицид – это умышленное лишение себя жизни. Мысли о самоубийстве, соответствующие высказывания, угрозы, намерения и попытки покончить с собой называются суицидальными.

Время от времени средства массовой информации заполняются сенсационными сообщениями и подробностями о самоубийствах детей: то один, а то сразу и двое детей бросаются с высотного здания; то из-за плохих оценок и страхов наказания лезет в петлю вполне благополучный подросток; то один за другим кончают жизнь самоубийством, как по какому-то страшному сценарию или ритуалу, несколько друзей. Среди специалистов принято разделять самоубийц на 2 категории.

Первая – это те, для кого смерть, прекращение жизни является целью фатального поступка. К такой смерти больше идут осознанно.

Для другой категории суицид является средством прекращения не удовлетворяющей обстановки, обстоятельств, невыносимых страданий.

Детский суицид чаще является средством ухода от страшной для них жизни, а не целью завершить жизнь, умереть. Многим кажется, что самоубийство детей и подростков (далее – детей) случается только в неблагополучных семьях, где родители пьют, не работают, дети предоставлены сами себе, или же в семье имеется жестокое отношение к детям. После неожиданного суицида ребенка многие родители, не чаявшие в нем души, до конца жизни остаются в обиженном недоумении: чего же не хватало их успешному ребенку, за что он наказал их до конца жизни своим грехом. Другие задним умом понимают, что что-то недоглядели, не до любили, не старались понять, простить, узнать, принять… Что же толкает детей к роковому шагу? Почему подростки выбирают суицид? Когда для них жизнь становится настолько невыносимой, что они ищут средства уйти из этого мира? Суицидальная готовность может развиться у легкоранимых, впечатлительных, обидчивых детей с повышенной тревожностью, навязчивыми страхами, фобиями, с чувством вины, склонных к застреванию на негативных эмоциях. Чувства отчаяния, безнадежности, одиночества, беспомощности, аффективные расстройства с частой сменой настроения или постоянно пониженным фоном настроения, низкая самооценка часто бывают, присущи детям с суицидальной активностью. Интенсивность страданий, толкающих к суициду, настолько высока и невыносима для ребенка, что на этой почве любое, даже, казалось бы, рядовое событие, может довести до сужения сознания и стать толчком или внешним поводом к суициду. Для кого-то это плохая оценка, для кого-то – смерть любимой собаки. Цель суицида у таких детей парадоксальна – достучаться до взрослых, изменить невыносимую ситуацию! Но при этом именно в благополучных семьях дети обычно не рассказывают родным о своих суицидальных фантазиях, мыслях, намерениях. Могут делиться этим с друзьями, с подругами… Охотно рассказывают о своих мучительных переживаниях психологам, когда попадают по случаю к ним. Почему же не делятся с родителями? Отвечают: «Не хотел расстраивать маму», «Накажут», «Меня никто не поймет», «А разве они (родители) не чувствуют, как мне плохо?», «Я думал, они знают». Между тем, не только в детском, но и в подростковом возрасте многие не могут осознавать по-настоящему, что такое смерть, особенно в наше особое время, когда они помногу и подолгу находятся в виртуальном мире компьютерных игр и фантастических героев, которых смерть не берет. И некоторые дети, представляя себя в гробу, думают, что они будут радоваться, видя, как их оплакивают и жалеют родители. Другие мечтают о мести, о том, как перед смертью напишут, что в их смерти виновата несправедливая и жестокая учительница. У дошкольников некоторые представления о смерти уже, как правило, сформированы. Однако при этом они часто считают смерть уделом исключительно стариков, не допуская мысли о возможности прекращения собственной жизни. Кроме того, у большинства детей этого возраста нет понимания необратимости смерти. У школьников уже отмечается четкое разграничение понятий жизни и смерти, хотя смерть еще продолжает оцениваться ими как временное явление. При этом у многих все же присутствует страх умереть, чаще – страх смерти родителей. Причинами суицидов у детей 7-10 лет чаще всего являются развод родителей, смерть близкого человека, животного и всё чаще – наркозависимость. Нарастающая социальная дезадаптация, одиночество, нравственные и физические страдания, отсутствие перспективы порождают тревогу, агрессию, аутоагрессию, нередко выражающиеся в суицидальном поведении. Подросткам свойственны размышления о жизни и смерти, повышенный интерес к этим темам, что и находит свое отражение в молодежной субкультуре. Тема смерти является особенно привлекательной, нередко она приобретает для юношей и девушек даже ореол таинственной романтичности. Лишь незначительный процент подростков осознают, что смерть является окончательным прекращением физической и духовной жизни. Остальные так или иначе отрицают необратимость смертельного исхода, верят в реинкарнацию, в загробную жизнь и т.д. В связи с этими особенностями у детей и подростков значительно сложнее, чем у взрослых, отличить истинные суицидальные акты от демонстративных суицидальных имитаций. 

Симптомы суицидального поведения в период психологического кризиса (острого эмоционального состояния растерянности и тревоги) родителям необходимо обращать внимание на следующие признаки:

  • разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух;
  • стремление к одиночеству;
  • рассуждения на тему: «Я никому не нужен», «Все равно никто не будет обо мне тосковать»;
  • чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе;
  • завуалированные попытки «попрощаться» (дарение своих вещей и любимых предметов близким друзьям; приведение дел в порядок).

Если вы чувствуете близкую опасность — отложите все дела и останьтесь с ребенком до тех пор, пока это настроение у него не пройдет. Если вы думаете, что вы сами не справитесь с его желанием покончить с собой, убедите его обратиться за помощью к психологу. Необходимо отметить, что многие из тех, кто покушается на самоубийство, — вовсе не хотят умирать. Они просто утратили способность общаться с миром обычным способом. Для них сверхдоза таблеток или перерезанные вены — способ сообщить всем о глубине своего отчаяния. Некоторые из самоубийц, умирая, молятся, чтобы их кто-то нашел до того, как наступит конец Признаки готовящегося самоубийства. О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков:

  1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  5. Словесные указания или угрозы.
  6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
  8. Бессонница.

Суицид… Можно ли его предупредить?

Подростковый возраст - опасный. Под влиянием гормонов подросток становится возбудимым и сверхчувствительным. Иногда достаточно небольшого конфликта в семье или в школе для того, чтобы ребенок вошел в состояние депрессии. Часто такие состояния заканчиваются попытками самоубийства.

Кто из подростков наиболее подвержен суициду?

Суицид (самоубийство) – это умышленное лишение себя жизни. Некоторые подростки входят в группу риска по суициду в случае попадания в тяжелые жизненные ситуации. Прежде всего, это подростки, склонные с депрессиям (пониженному настроению), злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими и токсическими веществами, видевшие самоубийство или гибель кого-то из близких, плохо успевающие в школе, девочки после изнасилования или во время беременности, а также талантливые, неординарные подростки, не вписывающиеся в общество.

Входящие в эту группу подростки в любой момент могут оказаться в ситуации, которая станет толчком к суициду. Для них характерны повышенная ранимость и ощущение себя изгоем в обществе – именно это и толкает их на самоубийство.

Суицид встречается в трех формах:

  • истинный – когда у подростка есть действительно твердые намерения самоубийства, как правило, попытки удаются, а если им кто-то препятствует, то повторяются; эта форма характерна для юношей;
  • аффективный или чувствительный - попытка самоубийства под влиянием сиюминутных сильных чувств; если попытка самоубийства не удается, то, скорее всего, она не повторяется; характерен для девочек;
  • демонстративный - самоубийство как способ привлечь к себе внимание; такие попытки могут повторяться многократно, но почти никогда (если только случайно) не заканчиваются истинным самоубийством; больше характерен для девочек, но встречается и среди юношей.

Причины суицида в подростковой среде

Часто причиной истинного самоубийства в подростковой среде является чувство изоляции от общества, ощущение себя не таким как все, что приводит к одиночеству и ощущению того, что его никто не понимает. Это может вызвать стойкую депрессию (снижение настроения) и желание уйти из жизни. К таким подросткам могут относиться подростки с отягощенной наследственностью (дети психически больных, алкоголиков, наркоманов), получившие тяжелую психическую травму, имеющие нестандартную сексуальную ориентацию и поэтому ощущающих себя ущербными.

Аффективная форма суицида чаще происходит под влиянием конфликтов в семье, школе, группе подростков, конфликта на почве влюбленности, на фоне сильного воздействия искусства (например, под впечатлением фильма или книги).

Демонстративная форма суицида характерна для подростков с истерическими чертами личности, которые любым способом хотят привлечь к себе внимание.

Предсуицидальное поведение

Истинный суицид часто зреет внутри подростка и никак себя не выдает, тем не менее, если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие-то не совсем привычные черты в его поведении. Иногда они почти незаметны, если подросток по своему характеру склонен к одиночеству, тем не менее, его подсознание почти всегда сигналит о предстоящем суициде. Выдать их может еще большая углубленность в себя, иногда – случайно оброненные слова о самоубийстве. Об истинных намерениях говорит нежелание обсуждать этот вопрос с окружающими. Тем не менее, подросток даже с самыми истинным намерениями самоубийства всегда подсознательно надеется, что что-то вдруг изменится к лучшему и ему не придется этого делать.

Подростки с аффективной и демонстрационной формами суицида, как правило, не скрывают своих намерений. Подростки с аффективным поведением на подсознательном уровне хотят, чтобы их остановили, а истерические личности делают заявления о самоубийстве сознательно, чтобы произвести впечатление на окружающих. Под влиянием внутренней готовности к суициду может изменяться аппетит: те подростки, у которых он был хорошим, ничего не едят, а подростки с плохим аппетитом начинают вдруг есть все подряд. То же самое происходит и со сном: активный подросток начинает целыми днями спать, а вялый теряет сон.

Успеваемость в школе падает, внешний вид подростка с истинными намерениями самоубийства говорит о полном безразличии к себе, полностью теряется интерес к окружающему. Подростки стараются привести свои дела в порядок, часто раздают едва знакомым людям дорогие вещи. Иногда они очень озлоблены и могут ответить агрессией на любое самое невинное замечание.

Как предупредить подростковый суицид

Для этого нужно знать истинные чувства подростка, то есть вникать в его жизнь. Родители, заметив, что с подростком творится что-то неладное, должны вызвать его на откровенность и по возможности оказать поддержку, даже если он в сем-то ошибся или совершил преступление.

Родители должны помогать подросткам в преодолении жизненных препятствий. Подросток должен знать, что его принимают и любят таким, какой он есть, и что бы ни случилось в его жизни, ему есть кому об этом рассказать. То же самое касается и истинных друзей: если подросток говорит о самоубийстве, то они должны оказать ему моральную поддержку, а в случае четко звучащей угрозы суицида сообщить об этом близким своего друга.

РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ:

Если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА:

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом  нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.  Словесные признаки человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  1. Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
  2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  3. Много шутить на тему самоубийства.
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
  5. Поведенческие признаки:
    • Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
    • Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде — есть слишком мало или слишком много; во сне — спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
    • Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

СИТУАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ:

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или   эмоционального.
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

ЕСЛИ ШКОЛЬНИК СКЛОНЕН К САМОУБИЙСТВУ

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

— Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

— Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

— Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.) Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.