Управление по образованию администрации Заводского района г. Минска. 

 

РусскийБеларускi
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Контактная  информация

Адрес:    ул. Народная, 27а 
Телефон:             
295-20-45 
                            295-77-54 
Email: sch82@minsk.edu.by

         Яндекс.Метрика

Формирование правильной артикуляции

Важную роль в формировании правильного звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляции.

 

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

 

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигается двумя путями:

постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребёнком индивидуально;

систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

  

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут несколько раз в день.
  2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
  3. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
  4. Вначале артикуляционные упражнения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  5. Комплекс артикуляционной гимнастики постепенно усложняется и расширяется за счёт вновь отобранных с логопедом упражнений.
  6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
  7. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т. д. 

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Упражнения для челюстей

  • Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 сек.
  • Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
  • То же в быстром темпе.
  • Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
  • Движение нижней челюсти вправо-влево.

Упражнения для губ

  • "Улыбка" – растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
  • То же с сомкнутыми губами и зубами.
  • "Трубочка" ("Хоботок") – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты).
  • Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки".
  • Вращательные движения губами.
  • Втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для языка   (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти)

  • "Болтушка" – движение языка вперёд – назад.
  • "Часики" – движение языком вправо – влево.
  • "Качели" – движение языком вверх – вниз.
    1. к верхней – нижней губе;
    2. к верхним – нижним зубам;
    3. к верхним – нижним альвеолам.
  • Круговые движения языком:
    1. по губам;
    2. по зубам в преддверии рта;
    3. за зубами.
  • "Лошадки" – щелканье языком.
  • "Лопатка" – широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10 – 15 сек. (при напряжении похлопать по языку ватной палочкой или пошлёпать губами).
  • "Иголочка" – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удержать 10 – 15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).
  • Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".
  • "Желобок" ("Трубочка") – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.
  • "Чашечка" ("Ковшик") – широкий язык поднят кверху:
    1. к верхней губе;
    2. к верхним зубам;
    3. к верхним альвеолам.
  • "Грибок" – язык широкий, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.
  • «Гармошка» - удерживать язык в положении «Грибок» и, не отрывая языка от нёба, закрывать и открывать рот.