Управление по образованию администрации Заводского района г. Минска. 

 

РусскийБеларускi
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Контактная  информация

Адрес:    ул. Народная, 27а 
Телефон:             
295-20-45 
                            295-77-54 
Email: sch82@minsk.edu.by

         Яндекс.Метрика

О значимости логопедических занятий и роли родителей в коррекционном процессе

С каждым годом, среди поступающих в первый класс, увеличивается количество детей с нарушениями речи. У детей данной категории, в той или иной мере, нарушено звукопроизношение и слуховая дифференциация. Они заменяют и смешивают звуки, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, твердые - мягкие, р - л), не учитывают смыслоразличительного значения звуков в словах. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии – нарушения чтения и дисграфии – нарушения письма). Проблема нарушения речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний. Некоторые родители считают, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами без специального вмешательства. Это не так. Вовремя неисправленный дефект не только не исчезнет, но и закрепится, исправить его будет гораздо сложнее. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Необходимую в таких случаях специфическую помощь учащиеся с дефектами речи могут получить на коррекционных занятиях в пункте коррекционно-педагогическоой помощи.

Целью коррекционного воздействия является не только исправление звукопроизношения, но и развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие фонематического слуха, грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи. Коррекционные занятия обычно проводятся по определённой системе с опорой на наглядный материал, с использованием различных речевых игр. Ребёнок должен усвоить, как произносятся определённые звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Применяются разнообразные формы и методы проведения занятий, чередуются задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию связной речи, используются инновационные педагогические технологии.

Исправление нарушений речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий, и успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Необходимо соблюдение речевого режима в семье (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на коррекционных занятиях)

Советы родителям:

  • Верьте в силы ребенка!
  • Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Перед отработкой речевого материала нацельте на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Выучите с детьми стихи – «запоминалки», которые помогают запоминать буквы.
  • Называйте букву только как звук: [М], а не МЭ, не ЭМ.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • При работе в тетради следите за правильной посадкой, за освещением, за положением на столе тетради и карандаша в руке.
  • Приучайте ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если он огорчен неудачей. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
  • Похвалите за хорошо выполненное задание, за правильно сказанные звуки, слова.