Управление по образованию администрации Заводского района г. Минска. 

 

РусскийБеларускi
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Контактная  информация

Адрес:    ул. Народная, 27а 
Телефон:             
295-20-45 
                            295-77-54 
Email: sch82@minsk.edu.by

         Яндекс.Метрика

Дизартрия – это…

Дизартрия (в переводе с лат. «расстройство членораздельной речи») – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной обеспеченностью нервами мышц речевого аппарата.

Дизартрия возникает в результате органического поражения нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов (причин). Эти факторы могут воздействовать во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия (удушье, вызванное недостатком кислорода в крови и тканях), родовая травма, инфекционные заболевания нервной системы (менингит, менинго-энцефалит), черепно-мозговые травмы, пороки развития нервной системы, а также наследственные заболевания нервной и нервно-мышечной систем.

В связи с тем, что у детей наблюдается нарушение нервной системы, преодоление дизартрии возможно лишь при объединении усилий различных специалистов, в первую очередь врача-невропатолога и логопеда.

Невропатолог назначает и проводит лечебные мероприятия, логопед занимается исправлением недостатков речи. Исключение одного из этих компонентов затрудняет, а в некоторых случаях делает полностью невозможным процесс коррекции нарушений; в то время как дети с дизартрией остро нуждаются в помощи.

Вследствие нарушения иннервации (иннервация - снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой) дыхательной мускулатуры у детей с дизартрией нарушается речевое дыхание,. После произнесения отдельных слогов, слов ребёнок делает поверхностные судорожные вдохи; выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на то, что рот практически всегда полуоткрыт. Нарушения работы дыхательных мышц приводит к тому, что у ребёнка появляется тенденция говорить на вдохе.

При дизартрии наблюдаются разнообразные нарушения голоса. Часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса ( глухой, хриплый, сдавленный, ребёнок может говорить «в нос»), слабой выраженностью или отсутствием модуляций (ребёнок не может произвольно менять высоту голоса).

Речь детей малоинтонированная, часто – невыразительная. Темп речи может быть ускорен или замедлен.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь» («каша во рту»), в более тяжёлых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, произношение становится невнятным, при тяжёлых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (такие нарушения называют «анартрия»).

Фонематическое восприятие (различение звуков) таких детей, как правило, несформировано. Лексико-грамматическая сторона речи обычно не страдает грубо, в то же время практически у всех детей с дизартрией отмечаются бедность словарного запаса, недостаточное владение грамматическими конструкциями.

В связи с вышеперечисленными нарушениями, у детей с дизартрией возникают трудности при обучении чтению и письму. При чтении они допускают большое количество ошибок (пропуски звуков, слогов; их замены, перестановки). Скорость чтения снижена, понимание прочитанного ограничено. Чтение вслух у таких детей интонационно неокрашено. При письме также наблюдаются стойкие специфические ошибки, почерк неровный, буквы несоразмерные, дети с трудом овладевают скорописью.

При дизартрии наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Они проявляются в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенной тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.

Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале лечебной и логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта.