Управление по образованию администрации Заводского района г. Минска. 

 

РусскийБеларускi
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Контактная  информация

Адрес:    ул. Народная, 27а 
Телефон:             
295-20-45 
                            295-77-54 
Email: sch82@minsk.edu.by

         Яндекс.Метрика

Советы родителям будущих первоклассников

        Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за неудачи и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких правил 

  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
  • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  • Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
  • Признавайте права ребенка на ошибки.
  • Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
  • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

 

10 советов 

родителям будущих школьников

 

  1. ЧАЩЕ ДЕЛИТЕСЬ С РЕБЕНКОМ ВОСПОМИНАНИЯМИ О СЧАСТЛИВЫХ МГНОВЕНИЯХ СВОЕГО ПРОШЛОГО.
  1. ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ ЕМУ НЕ ТЕРЯТЬСЯ.
  1. ПРИУЧИТЕ РЕБЕНКА СОДЕРЖАТЬ В ПОРЯДКЕ СВОИ ВЕЩИ.
  2. НЕ ПУГАЙТЕ РЕБЕНКА ТРУДНОСТЯМИ И НЕУДАЧАМИ В ШКОЛЕ.
  3. НЕ СТРЕМИТЕСЬ БЫТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА УЧИТЕЛЕМ. СТРЕМИТЕСЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.
  1. НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА НЕУДАЧИ.
  2. ХОРОШИЕ МАНЕРЫ РЕБЕНКА – ЗЕРКАЛО СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
  1. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ЕЖЕДНЕВНОЙ  ЖИЗНИ.
  2. УЧИТЕ РЕБЕНКА ОЩУЩАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ, ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО ИНТЕРЕС.
  3. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ЕЖЕДНЕВНОЙ  ЖИЗНИ.

Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Когда день рождения?
  • Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?

Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

Узнайте способен ли Ваш ребенок:

  • Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»
  • Строить рассказы по картинке (картинам).
  • Сочинять сказки.
  • Находить слова с определенным звуком.
  • Членить предложения.
  • Заучивать наизусть стихи(прозу).

Знает ли он:

  • Цифры (от 0 до 10).
  • Дни недели и месяцы ( последовательно).

Может ли он:

  • Назвать числа в прямом и обратном порядке.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
  • Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.
  • Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.
  • Лепить одиночные фигурки и целые композиции.
  • Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

  • Под музыку;
  • В заданном темпе;
  • Ритмично передвигаться.

Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:

  • Классики;
  • Бадминтон;
  • Настольный теннис;
  • Игры с мячом.

Умеет ли Ваш ребенок:

  • Петь, правильно передавая мелодию;
  • Инсценировать нехитрую «музыку»;
  • Ритмично двигаться под музыку.

Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок. Необязательно все это у него должно получаться «на отлично». В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет. При этом важно соблюдать некоторые правила:

  • Не торопить ребенка.
  • Учитывать его настроение, самочувствие, желание.
  • Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия,  тяжело даются.

ТЕСТ 1

«Что кому подходит»

(для оценки эмоционального отношения к школе)

Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подхо­дит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»

Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее  приго­товленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.

   Пары слов с прилагательными-антонимами:

  • Большой - маленький;
  • Взрослый - детский;
  • Весёлый - грустный;
  • Быстрый - медленный;
  • Чистый - грязный;
  • Сладкий - горький;
  • Гладкий - колючий;
  • Больной - здоровый;
  •  Светлый - тёмный;
  • Сильный - слабый;
  • Бодрый - усталый;
  • Смелый - трусливый;
  • Добрый - злой;
  • Тёплый - холодный.

Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию прила­га­тельных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное отношение к школе.

ТЕСТ 2

"Представь себе…"

(оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе)

Ребёнку предлагается поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

История 1.   Представь себе, что тебе скажут: «Ты ещё маленький, и будет лучше, если ещё один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдёшь потом». Что ты ответишь?

История 2.   Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем ты стал бы заниматься? Что ты стал бы делать ВТО время, когда другие дети учатся в школе?

История 3.   Представь себе, что есть 2 школы. В одной школе дети учатся каждый день читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисова­ния, танцев. Какую школу ты выбрал бы?

История 4.   Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые даёт учительница. В другой школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет: можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравиться, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу ты выбрал бы?

История 5.   Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т.е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что ты ответил бы на такое предложение?

История 6.   Представь себе, что ты уже ходишь в школу и у тебя всё очень хорошо получается, и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятёрки подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь – пятёрку или шоколадку?

Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:

  1. Отказ от предложения ещё год посещать детский сад или побыть  дома.
  2. Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу.
  3. Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.
  4. Предпочтение школы с определёнными правилами.
  5. Ориентация на обучение в группе, в классе.
  6. Выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.

ТЕСТ 3.

«Пароходики»

(оценка умений действовать по образцу)

Ребёнку предлагают картинку (см. рисунок), на которой изображение парохода составлено из элементов прописных букв. Необходимо точно скопировать рисунок на лист бумаги.

В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребёнок с этим заданием: часто ли смотрит на образец, сверяет ли сделанное с образцом, рисует ли по памяти, отвлекается ли во время работы, задаёт ли вопросы.

По окончании работы предложите ребёнку проверить, всё ли у него верно. Если он найдёт неточности в своём рисунке, он может их исправить. Не стоит самим вносить коррективы в рисунок ребёнка и не следует ничего подсказывать.

На чем основана готовность к школе

Существует три компонента школьной готовности:

  • Физиологический – физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.
  • Педагогический – знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка.
  • Психологический – совокупность особенностей развития и формирования

Таким образом при поступлении ребенка в школу важно определить его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование у психолога и врача.

Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной готовности?

Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации к школе. Психологическая готовность к обучению создает проблемы не только родителям, врачам, но и самому школьнику.

Основными показателями  психологической готовности к обучению являются:

  1. Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.)
  2. Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).
  3. Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).
  4. Сформированность навыков общения (умение адаптировться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения).

КОГДА РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ В ШКОЛУ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ

На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то однозначно решает отправить своего отпрыска как только ему исполнится 6 лет, а многие даже умудряются уговорить администрацию школы принять их «осеннее» чадо в 5 лет. Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весеннее-летними» детьми до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно выбрать образовательный путь для их ребенка.

Известно, что в начальной школе успеваемость может быть достигнута ребенком при непосредственной поддержке родителей, учителя даже при посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности, и хорошей памяти. Но достаточно ли этого?

Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а  дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду. Дошкольная зрелость определяется  высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в  дошкольный период детства:

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий: анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать, конструировать;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
  • развитие  общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать  и контролировать свои действия;
  • развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
  • развитие умений говорения, слушания, чтения;
  • обогащение активного, пассивного словаря; развитие  связной речи;
  • гармоничное физическое развитие, здоровье.

Следовательно, ребенок  готовый к школе должен быть  зрелым в интеллектуальном, социальном и эмоциональном отношениях.