Савельева Ольга Евгеньевна
Учитель начальных классов
Классный руководитель 4 «Б» класса
Стаж работы – 35 лет
Квалификационная категория - высшая
«Какие дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх

«Классное руководство –
это не обязанность,
это бесконечное творчество»
Время требует нового характера отношений педагогов, родителей и детей. Эти отношения должны строиться на уважении мнений и демократического стиля руководства, повышения социального статуса каждого участника образовательного процесса.
В моем классе оно представлено как содружество людей, разного возраста, образования, но имеющие единую цель своего взаимодействия. Это сообщество имеет определенную программу продвижения к своей цели, способное к взаимодействию с разными организациями, обществами. Оно наделено определенными правами и обязанностями по отношению к членам сообщества и обществу в целом, имеет своих представителей в организации школьного самоуправления.
Цель воспитательной работы:
способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Задачи:
- создать благоприятные условия для реализации творческого потенциала членов сообщества,
- повысить уровень коммуникативной культуры,
- улучшить социализацию ребенка в современных условиях,
- способствовать формированию системы ценностей и развитию индивидуальности через активное усвоение экономических знаний
Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе:
- принцип личностного подхода – уважение индивидуальности каждого ученика с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- принцип сотворчества;
- принцип дифференциации – отбор форм и методов работы с учётом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса;
- принцип культуросообразности – формирование личности ученика на лучших примерах отечественной истории и культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории;
- принцип успешности – успех, как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.
Участники воспитательного процесса:
учащиеся класса;
родители; бабушки, дедушки;
педагоги; администрация школы.
Формы проведения:
беседы;
конкурсы; праздники; творческие мастерские;
экскурсии; конференции;
анкетирование; тестирование; мониторинг.
- Общие сведения о семье.
- Анкета для родителей «Здоровье и безопасность детей – забота семьи и школы».
- Анкета «Быть хорошим отцом – подлинный талант».
- Мониторинг для родителей.
Содержание работы
Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей
|
Развитие образовательного пространства каждого ребенка
|
Развитие образовательного пространства каждого участника сообщества
|
1 год обучения
Мы многое сможем, когда будем вместе!
|
Давайте познакомимся!
|
- Сбор данных через встречи с каждой семьей, с целью изучения и знакомства (в течение года)
- Рефлексивное собрание «Изменение личностных качеств ребенка с приходом в школу»; корректировка жизнедеятельности семьи первоклассника – 1 раз в четверть
- Консультации психолога, логопеда
|
- Тестирование «Портрет семьи»
- Анкетирование «Я – ученик»
- КТД «Нам вместе весело» с участием родителей. (как проходят семейные праздники)
- Рефлексивные сборы «Я и школа» (адаптация детей) – 1 раз в полугодие
- Моделирование ситуаций развития познавательных способностей детей
|
- Анкетирование родителей и детей, с целью создания «Копилки интересных дел», 1 раз в четверть
- Решение педагогических ситуаций через деловую экономическую игру, 1 раз в четверть
- Рефлексивный сбор по построению модели совместных творческих дел «Давайте познакомимся», «Пока все в школе»
|
2 год обучения
Человек без друга, что дерево без корней.
|
- Анкетирование родителей с целью изучения характера взаимоотношений в семье, 1 раз в полугодие
- Рефлексивный сбор – рассмотрение положительного опыта воспитания детей
- Ситуационно-ролевая игра «Преодоление конфликтов», 1 раз в полугодие
- Консультации психолога, логопеда, социолога
|
- Анкетирование
- Тестирование
- Экскурсии в музей
- Рефлексивный сбор «взаимоотношения в семье»
- КТД «Отзовитесь, таланты!»
- Ведение дневников
- Создание модели поведения родителей, способствующего развитию ребенка
|
- Анкетирование
- Совместные творческие сборы по разработке модели классного сообщества и его деятельности
- КТЛ «Учиться надо весело»
- Спортивные соревнования
- Праздники «Лесная сказка», «Полет на Луну»
- Творческая мастерская «Город мастеров»
|
3 год обучения
В товариществе лад – всяк тому рад.
|
- Рефлексивные сборы
- Анкетирование
- Моделирование программы развития самоуправления
- Мастерская по развитию навыков планирования своей деятельности
|
- Ситуационные занятия «Ежели вы вежливы»
- КТД «В кругу друзей» (общение в семье)
- Мастерские «В мире природы», «Удивительное рядом»
- Создание моделей развития образования в семье
|
- Совместные праздники по разработанным проектам «Пока все в школе», У самовара …», «новогодний»
- Мастерская «Ты, да я, да мы с тобой» (вклад семьи в фонд развития сообщества)
|
4 год обучения
Слаще всех плодов – плоды труда.
|
- Круглый стол «О взаимопонимании»
- Проектировочная деятельность по созданию родителями индивидуальной программы развития
- Консультации психолога
- Рефлексивные сборы
- Анкетирование
|
- Рефлексивные сборы «Мои возможности», «Какой он, мой ребенок?»
- Занятие по развитию самоуправления
- КТД «А что у вас?» (опыт семей)
- Проектировочная деятельность
- Мастерская «Воспитание индивидуальности»
|
- Проектировочная деятельность «А у нас во дворе», «Подарок школе»
- Рефлексивные сборы
- Занятия по развитию социализации
- Совместные праздники по своим проектам «В мире математики», «Выпускной бал»
|
Критерии и механизм отслеживания развития классного сообщества
Критерии
|
Параметры
|
Механизм
|
Развитие родителей
|
Интерес к научным и практическим знаниям
Поддержка увлечений и дарований ребенка
|
Рефлексивные родительские собрания, мастерские
Совместные классные часы, родительские собрания, КТД
|
Взаимодействие членов сообщества
|
Умение сотрудничать со взрослыми и детьми
Владение коммуникативными навыками
Доверительные отношения в семье и к школе
|
Ситуационно-ролевые игры.
КТД, проектировочная деятельность
Игровые тренинги
|
Рефлексия
|
Социализация участников сообщества
Развитие навыков анализа своей деятельности и деятельности сообщества
|
Тестирование, анкетирование, наблюдение
Тренинги, рефлексивные сборы, консультации
|
Ожидаемые результаты:
- приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- возрождение традиций семейного воспитания;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей экономического мышления, потребностей получать знания и развиваться творчески.