Советы родителям будущих первоклассников
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за неудачи и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Несколько коротких правил
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
- Признавайте права ребенка на ошибки.
- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
10 советов
родителям будущих школьников
- ЧАЩЕ ДЕЛИТЕСЬ С РЕБЕНКОМ ВОСПОМИНАНИЯМИ О СЧАСТЛИВЫХ МГНОВЕНИЯХ СВОЕГО ПРОШЛОГО.
- ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ ЕМУ НЕ ТЕРЯТЬСЯ.
- ПРИУЧИТЕ РЕБЕНКА СОДЕРЖАТЬ В ПОРЯДКЕ СВОИ ВЕЩИ.
- НЕ ПУГАЙТЕ РЕБЕНКА ТРУДНОСТЯМИ И НЕУДАЧАМИ В ШКОЛЕ.
- НЕ СТРЕМИТЕСЬ БЫТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА УЧИТЕЛЕМ. СТРЕМИТЕСЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.
- НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА НЕУДАЧИ.
- ХОРОШИЕ МАНЕРЫ РЕБЕНКА – ЗЕРКАЛО СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
- ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ЕЖЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
- УЧИТЕ РЕБЕНКА ОЩУЩАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ, ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО ИНТЕРЕС.
- ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ЕЖЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.
Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:
- Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Когда день рождения?
- Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?
Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.
Узнайте способен ли Ваш ребенок:
- Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»
- Строить рассказы по картинке (картинам).
- Сочинять сказки.
- Находить слова с определенным звуком.
- Членить предложения.
- Заучивать наизусть стихи(прозу).
Знает ли он:
- Цифры (от 0 до 10).
- Дни недели и месяцы ( последовательно).
Может ли он:
- Назвать числа в прямом и обратном порядке.
- Соотносить цифру и число предметов.
- Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
- Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
- Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.
- Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.
- Лепить одиночные фигурки и целые композиции.
- Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.
Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:
- Под музыку;
- В заданном темпе;
- Ритмично передвигаться.
Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:
- Классики;
- Бадминтон;
- Настольный теннис;
- Игры с мячом.
Умеет ли Ваш ребенок:
- Петь, правильно передавая мелодию;
- Инсценировать нехитрую «музыку»;
- Ритмично двигаться под музыку.
Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок. Необязательно все это у него должно получаться «на отлично». В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет. При этом важно соблюдать некоторые правила:
- Не торопить ребенка.
- Учитывать его настроение, самочувствие, желание.
- Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия, тяжело даются.
ТЕСТ 1
«Что кому подходит»
(для оценки эмоционального отношения к школе)
Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»
Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее приготовленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.
Пары слов с прилагательными-антонимами:
- Большой - маленький;
- Взрослый - детский;
- Весёлый - грустный;
- Быстрый - медленный;
- Чистый - грязный;
- Сладкий - горький;
- Гладкий - колючий;
- Больной - здоровый;
- Светлый - тёмный;
- Сильный - слабый;
- Бодрый - усталый;
- Смелый - трусливый;
- Добрый - злой;
- Тёплый - холодный.
Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию прилагательных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное отношение к школе.
ТЕСТ 2
"Представь себе…"
(оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе)
Ребёнку предлагается поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
История 1. Представь себе, что тебе скажут: «Ты ещё маленький, и будет лучше, если ещё один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдёшь потом». Что ты ответишь?
История 2. Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем ты стал бы заниматься? Что ты стал бы делать ВТО время, когда другие дети учатся в школе?
История 3. Представь себе, что есть 2 школы. В одной школе дети учатся каждый день читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисования, танцев. Какую школу ты выбрал бы?
История 4. Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые даёт учительница. В другой школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет: можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравиться, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу ты выбрал бы?
История 5. Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т.е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что ты ответил бы на такое предложение?
История 6. Представь себе, что ты уже ходишь в школу и у тебя всё очень хорошо получается, и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятёрки подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь – пятёрку или шоколадку?
Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:
- Отказ от предложения ещё год посещать детский сад или побыть дома.
- Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу.
- Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.
- Предпочтение школы с определёнными правилами.
- Ориентация на обучение в группе, в классе.
- Выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.
ТЕСТ 3.
«Пароходики»
(оценка умений действовать по образцу)
Ребёнку предлагают картинку (см. рисунок), на которой изображение парохода составлено из элементов прописных букв. Необходимо точно скопировать рисунок на лист бумаги.

В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребёнок с этим заданием: часто ли смотрит на образец, сверяет ли сделанное с образцом, рисует ли по памяти, отвлекается ли во время работы, задаёт ли вопросы.
По окончании работы предложите ребёнку проверить, всё ли у него верно. Если он найдёт неточности в своём рисунке, он может их исправить. Не стоит самим вносить коррективы в рисунок ребёнка и не следует ничего подсказывать.
На чем основана готовность к школе
Существует три компонента школьной готовности:
- Физиологический – физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.
- Педагогический – знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка.
- Психологический – совокупность особенностей развития и формирования
Таким образом при поступлении ребенка в школу важно определить его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование у психолога и врача.
Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной готовности?
Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации к школе. Психологическая готовность к обучению создает проблемы не только родителям, врачам, но и самому школьнику.
Основными показателями психологической готовности к обучению являются:
- Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.)
- Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).
- Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).
- Сформированность навыков общения (умение адаптировться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения).
КОГДА РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ В ШКОЛУ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ
На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то однозначно решает отправить своего отпрыска как только ему исполнится 6 лет, а многие даже умудряются уговорить администрацию школы принять их «осеннее» чадо в 5 лет. Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весеннее-летними» детьми до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно выбрать образовательный путь для их ребенка.
Известно, что в начальной школе успеваемость может быть достигнута ребенком при непосредственной поддержке родителей, учителя даже при посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности, и хорошей памяти. Но достаточно ли этого?
Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду. Дошкольная зрелость определяется высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формирование приемов умственных действий: анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать, конструировать;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
- развитие умений говорения, слушания, чтения;
- обогащение активного, пассивного словаря; развитие связной речи;
- гармоничное физическое развитие, здоровье.
Следовательно, ребенок готовый к школе должен быть зрелым в интеллектуальном, социальном и эмоциональном отношениях.